Документальный фильм 2010 года о жизни трехкратного чемпиона мира Формулы-1 Айртона Сенны произвел впечатление на одного из актеров, сыгравших главную роль в новой драме о его жизни.
«В этом кинотеатре были бразильцы, толпа заполнилась», — вспоминала Кая Скоделарио в недавнем интервью. «Они плакали и кричали каждый раз, когда появлялся Ален Прост. Это был самый эмоциональный, страстный киноопыт в моей жизни».
Особое место, которое Сенна занимает в сердцах многих поклонников Формулы-1, особенно его родных бразильцев, трудно переоценить. Теперь, сразу после 30-летней годовщины его смерти, Netflix пытается воссоздать успех фильма Азифа Кападиа 2010 года, вплоть до названия, хотя и в виде шестисерийной драмы.
Это новое начинание в одном очевидном отношении. Приход Сенны в 2010 году вызвал волну документальных фильмов об автоспорте от «Жизнь на пределе» до популярного сериала Netflix «Гонять, чтобы выживать». Но телевизионные продюсеры в основном избегали попыток воссоздать гонки, оставляя это создателям таких фильмов, как «Гонка» и «Ford против Ferrari» (он же «Ле-Ман 66»).
Невозможно упрекнуть Netflix в амбициях воссоздать не только большинство машин Формулы-1 Сенны, но и несколько тех, на которых он гонял до того, как стал гонщиком Гран-при. Жаль, что им не был доступен тот же широкий выбор площадок — даже те, кто не очень хорошо разбирается в британских молодежных гоночных сериях восьмидесятых, заметят, что все действия происходят на одной и той же трассе.
Создатели проекта явно приложили немало усилий, чтобы воссоздать машины, комбинезоны и другие детали того времени. Они также усердно работали, чтобы достоверно воссоздать известные ключевые инциденты, такие как столкновения Сенны с Простом или барьер в Портье в Монако.
Спецэффекты не совсем соответствуют стандартам «Rush» (Гонка), и эта планка, вероятно, поднимется еще выше, когда в следующем году выйдет официальный фильм «Ф1». Но когда современные кадры «Сенна» склеиваются с оригинальным видео того периода, пропасть в качестве между ними не может не отвлекать глаз.
Но несмотря на все усилия, вложенные в съемки гонки, это, возможно, не суть сериала. «Сенна», снятый с благословения его семьи, призван раскрыть его личность и личные отношения. Поэтому мы видим больше других его персонажей, его романтическую жизнь и профессиональные отношения.
В результате перед рассказчиками встала задача ввести множество персонажей за короткий промежуток времени: его семью, партнеров, соперников, товарищей по команде, боссов, СМИ и прочих. В результате они прибегают к титрам в документальном стиле, чтобы представить некоторые лица, что несколько нарушает драматизм.
Многие из драматических пиков обусловлены реальными событиями. Вдобавок к этому есть несколько творений, которые превращают значительные события в моменты драмы. Ассамблея FIA, на которой руководители команд мрачно объявляют своих пилотов на предстоящий сезон, является полезным приемом, чтобы рассказать историю о том, будет ли он-не-будет-он, о появлении Сенны в чемпионате 1990 года. Сцена в караоке-баре, где Сенна и босс «McLaren» Рон Деннис убеждают «Honda» поставить свои двигатели, является более предсказуемым делом.
Пересказ гоночной карьеры Сенны и обстоятельств, которые привели к его безвременной кончине, охватывает почти те же важные моменты, что и фильм 2010 года, с некоторыми отличиями. Повествование начинается пятью годами ранее, когда Сенна уступает титул чемпиона мира по картингу 1979 года Петеру Кене. Президент FISA (теперь FIA) Жан-Мари Балестр с самого начала определяется как злонамеренная сила, стремящаяся подорвать авторитет Сенны, хотя его мотивы никогда по-настоящему не раскрываются, за исключением, позже, желания победы Проста.
Трудно спорить с тем, что Балестре был выбран в качестве злодея в этой части. Но персонаж Проста, четырехкратного чемпиона мира, как пилота с посредственными способностями, который полагался на более совершенные машины, чтобы победить, является резким и упрощенным. Прост показан насмехающимся над Сенной с помощью вялых угроз и легко соглашающимся с журналистом, который принижает его способности в гонках. Временами это граничит с фанфиком Сенны.
Поклонники автоспорта найдут и другие случаи, когда «Сенна» слишком далеко переходит границу между реальностью и драматизацией. Особого упоминания заслуживают фанаты Мартина Брандла, изображенные как нечто близкое к футбольным хулиганам, что является чистой пантомимой.
«Сенна» — годная, отполированная драма, которая примечательна детальным воссозданием ключевых моментов гоночного действия. Но она находится в тени документального фильма 2010 года, который рассказал в основном ту же историю более эффективно, точно и даже эмоционально. Свидетельством непреходящей привлекательности является тот факт, что интерес к его жизни не показывает никаких признаков угасания спустя три десятилетия после его смерти. Еще один новый документальный фильм о его ранних годах, на этот раз посвященный его картингу, сейчас находится в производстве.
Сериал «Сенна» уже доступен для просмотра на платформе Netflix — он вышел сегодня, 29 ноября.
СПАСИБО ВАМ!